Строительство гаража — дело хлопотное. Больше всего проблем вызывает самый первый этап, возведение фундамента под гараж. Если он будет построен неправильно или его вообще не будет, сырость и коррозия будут «подниматься» от влажной земли по стенам сооружения. В итоге испортится не только внутреннее убранство гаража, но и металлические детали автомобиля.

Выбираем подходящий материал
При строительстве фундамента применяют разные материалы. Наиболее популярны шлако- и пеноблоки, а также керамзитовые блоки. Шлакоблоки изготавливаются из специальной смеси — песок, керамзит, зола, мелкий гравий. Материал получается прочный, а потому и востребованный при строительстве гаража.

Единственный нюанс, который нужно учитывать при выборе блоков, — это их форма. Различают пустотелые (с полыми ячейками внутри) и цельные. Для строительства фундамента для гаража нужны именно цельные. Шлакоблоки недороги и доступны, однако плохо подходят для влажного грунта и больших поперечных нагрузок.

Пеноблок изготавливается из цемента с примесью воды и песка. Такой состав полностью экологичен и безопасен для человека, в процессе эксплуатации не усаживается. Пеноблокам не страшны пожары. Правда, из-за высокой влагопоглощаемости потребуется дополнительная гидроизоляция. Если ее сделать на этапе возведения фундамента, можно рассчитывать на длительный срок службы — более 100 лет.
Наиболее прочный (и наиболее дорогой материал для фундамента) — это керамзитные блоки. Состав полностью безопасен для человека и практичен в эксплуатации:

- фундамент не дает усадку;
- не выделяются вредные вещества при нагревании и пожаре;
- относится к первому классу радиационной безопасности;
- сохраняет тепло.
Разновидности фундамента
В зависимости от конструкции выделяют четыре типа основания: перед началом работы надо определиться, какой фундамент для гаража будет строиться. Столбчатый состоит из нескольких опор, которые возводятся на определенном расстоянии друг от друга и располагаются под важными точками концентрации нагрузок. Сверху кладутся балки: они соединяют отдельные столбы в единое сооружение. В результате получается прочная опора, готовая к возведению стены.

Такой фундамент легко возвести самостоятельно. Его используют на легких почвах, где не требуется гидроизоляция. Гараж, возводимый на столбчатом фундаменте, должен быть небольшим, одноэтажным. И обязательно должен отсутствовать подвал.

Ленточный фундамент представляет собой единую ленту, протянутую под всеми стенами. Для константных или дисперсных почв подходит мелкозаглубленный фундамент, который расположен максимум на глубине в 70 см. Если предполагается каменный, кирпичный гараж, лучше выбрать фундамент устойчивее. Заглубленный ленточный фундамент отлично выдержит и подвижки почвы, и увеличение ее в объеме. Однако в любом случае ленточные основания требуют больших трудозатрат: почву нужно подготовить к строительству.
Для слабых почв оптимален свайный фундамент. Он справится с неровностями поверхности и выдержит легкие конструкции. Фундамент представляет собой отдельно стоящие сваи, соединенные балкой.

Плитный фундамент более универсален — можно использовать на любых почвах. Его особенность — чуть увеличенный относительно площади гаража размер. Основание можно утеплять и проводить прямо в нем необходимые коммуникации. А значит, после возведения стен прямо на фундамент можно класть финишное покрытие пола.

Как сделать фундамент: пошаговое руководство
Считается, что наиболее просто сделать ленточный фундамент под гараж своими руками. Для начала необходима небольшая подготовка — очистить поверхность, убрать весь мусор и плодородный слой почвы. Колышками размечаются углы будущего гаража, а между ними натягивается веревка или леска.
После подготовки можно приступать к созданию траншеи. Глубина — 60 см, а ширина зависит от ширины стен, но лучше сделать запас в 15-20 см. Основание траншеи укрепляется песчаной подушкой: так фундамент будет прочнее и долговечнее. На песок насыпается щебень и плотно трамбуется. В среднем слои песка и щебня должны составлять не менее 10 см каждый.
Следующий этап строительства фундамента для гаража — опалубка. Конструкция выкладывается ДСП, ФСП или обычными досками и укрепляется полиэтиленовой пленкой. Новичкам именно опалубка дается с трудом: возможно, стоит воспользоваться услугами профессионалов.

Чтобы усилить железобетонное сооружение и защитить фундамент от сдвигов грунта, основание армируется. Прутки скрепляются вручную, с помощью арматурной проволоки и специальными кусачками. Для закрепления арматуры используются подпорки: они позволяют арматуре располагаться на оптимальном расстоянии от края ленты.
После всех необходимых процедур можно заливать фундамент бетоном. Раствор допускается использовать самодельный, только щебень лучше брать мелкофракционный: он будет проще уплотняться. Профессионалы раскрывают небольшой секрет — не стоит сразу заливать весь фундамент. Лучше наполнять его бетоном послойно (по 20-30 см) и дожидаться, пока каждый из слоев высохнет. Спустя неделю после заливки фундамента можно приступать к возведению стен гаража.